Навигация

Модернизация 3.0

Общая информация

Очередь на участки

Баннеры

Контакты

ГУ "Аппарат акима Ескельдинского района" Алматинской области

Казахстан, Алматинская область
Ескельдинский район, ул Оразбекова, 67

Индекс: 040500

Тел: 8 (72836) 3-05-05
Факс: 8 (72836) 3-03-27

Email:eskeldy-akimat@mail.ru

Неправительственные организации (НПО)

СВЕДЕНИЯ о неправительственных организациях Ескельдинского района         

Наименование НПО
Дата регистрации
Адрес, телефон
(е-mail)
ФИО руковадителя
 

 1.

Общественное объеденение "Футбольная федерация Ескельдинского района»
28.05.2003 г.
№  10170-1907-ОО
Ескельдинский район,
пос. Карабулак,
ул. Оразбекова  № 67
тел: 87017383292, 31557
Абдуллин Ришат
Кабдрасулович
2.
Общественное объеденение "Группы самопомощи "Карлыгаш"
09.03.2006 г.
№12206-1907- ОО
Ескельдинский район, пос. Карабулак,
ул. Рүстембекова  № 2
Тел: 3-17-72
Шаяхметова Нургульсим
Мубрахановна
3.
Общественное объеденение «Алматинское областное добровольное общество детей - инвалидов»
12.07.2005 г.
№ 9870-1907- ОО
Ескельдинский район, пос. Карабулак,
ул.  Панфилова к/сі 119
Тел: 87021380430,  87778186038
Қасымбекова
Төлеу 
Туякбаевна
4.
Общественное объединение «Ескельдинский районный центр поддержки женщин»
28.10. 2002 г.
№ 9559-1907- ОО
Ескельдинский район,
пос. Карабулак, ул. Ескелди би № 97
тел: 3-76-64, 87752167189
Адилбекова
Марал
Куатовна
5.
Общественное объединениt  «Ескельдинский центр обучения местного сообщества»
26.02.2004 г.
№11020-1907- ОО
Ескельдинский район,
пос. Карабулак, ул. Оразбекова № 12.
тел: 8(72836)30959
Ким
 Галина
Викторовна
6.
Общественное
объединения  «Мүшелік»
21.08. 2009 г.
№ 13261-1907- ОО
Ескельдинский район, пос. Карабулак, ул. Ауезова  № 1, кв. 10. тел: 87776220005,  8(72836)30144
Доскужанова
 Райхан
7.
Общественное объединения  инвалидов  «Демеу»  Ескельдинского района
13.08.2008 г.
№ 12992-1907- ОО
Ескельдинский район, пос. Карабулак, ул. Королева 12/54, тел 50396
тел:  87771299001, 87024996396
Узакбаев Ахат
Сатыбалдинович
8.
Общественное объеденение «Общественная палата Ескельдинского района»
07.03.2013 г.
№13876-1907- ОО
Ескельдинский район, пос. Карабулак, ул. Тохтарова 7, кв. 2. Тел.  87057172235
Наточий
Владимир
Алексеевич
9.
"Общество инвалидов Ескельдинского района»
08.05.2013 г.
№ 13883-1907- ОО
Ескельдинский район, пос. Карабулак, ул.  Сатпаева №65. Тел. 8705127831
Ким
 Нина Евгеньевна
10.
Общественное объеденение "Нан пісірушілер»
01.03.2011 г.
№ 13709-1907- ОО
Ескельдинский район, пос. Карабулак, ул.  Ескелди би  № 42/2.
Тел.87012123103
Саргалдаков
Жанатбек Садвакасович
11.
 Общественное объеденение "Спортивный клуб "M & S"
14.10.2004 г.
№ 11815-1907- ОО
Ескельдинский район,
пос. Карабулак, ул. Шевченко № 20
Но Мен Гук

Проект

 

Статья в СМИ Башимова М.С. «О Базе данных НПО»

 

С 2016 года неправительственные организации Казахстана сдают отчеты о своей деятельности в Базу данных НПО. Первые отчеты НПО сдали в Министерство культуры и спорта, которое было определено уполномоченным органом в сфере взаимодействия с НПО. В отчетный период был большой ажиотаж, имелось определенное непонимание НПО новых форм отчетности, многие даже не знали о существовании новых требований для НПО.

И сейчас еще у лидеров НПО возникают определенные вопросы относительно предоставления отчетности в Базу данных.

Прокомментировать эти вопросы мы попросили известного юриста, директора Экспертного института Европейского права и прав человека Башимова Марата Советовича, который не по наслышке знает о нововведениях.

 

         И первый вопрос: Марат Советович, что представляет из себя База данных НПО? Зачем она нужна и что она дает?

         Понятие «База данных НПО» введена законодательством РК в декабре 2015 года. Это информационная база, содержащая сведения об НПО, в частности, информацию о деятельности НПО, реализованных и реализуемых проектах, его учредителях, составе имущества, источниках формирования и направлениях расходования денег.

         Хотелось бы отметить, что я принимал непосредственное участие на стадии разработки проекта закона. База данных НПО создана для обеспечения открытости и прозрачности, доступности информации о деятельности НПО для общественности и доноров.

Предполагается, что через Базу данных НПО граждане, заинтересованные в помощи, могут получить интересуемую информацию о неправительственном секторе, а сами НПО и доноры могут лучше узнать и подобрать потенциальных партнеров.

Другим положительным аспектом является то, что База данных НПО позволит увидеть полную картину в сфере государственного финансирования «третьего» сектора. То есть, обществу станет доступной информация о том, какие НПО реально работают и приносят обществу пользу на государственные средства, а какие НПО созданы только для участия в конкурсе на получение государственного финансирования. То есть НПО-«однодневки» и люди их создающие будут выведены из «серой» зоны. Данную работу смогут и обязательно, я считаю, проведут организации, которые осуществляют общественный контроль за расходованием государственных средств.

         Чем регламентируется порядок предоставления сведений в Базу данных НПО?

         Порядок предоставления сведений в Базу данных НПО регламентируется Законом РК «О некоммерческих организациях» (пункт 5 статьи 41), а также приказом министра культуры и спорта от 19 февраля 2016 года № 51 «Об утверждении Правил предоставления сведений о своей деятельности неправительственными организациями и формирования Базы данных о них».

Кстати, 31 марта 2017 года заканчивается очередной отчетный период для НПО. Теперь сведения о своей деятельности НПО должны направлять уже в Министерство по делам религий и гражданского общества, которому от Министерства культуры и спорта перешли функции уполномоченного органа в сфере взаимодействия с НПО. На сайте данного министерства имеется подробная информация.

 

А какие организации должны представлять сведения в Базу данных НПО?

Перечень этих организаций четко прописан в пункте 5 статьи 41 Закона РК «О некоммерческих организациях».

В частности, сведения в Базу данных НПО должны предоставлять некоммерческие организации, созданные в форме учреждений, общественных объединений, фондов, объединений юридических лиц, акционерных обществ, а также в иных организационно-правовых формах, которые не указаны в статье 17 Закона «О некоммерческих организациях».

По смыслу статьи 17 данного Закона, не должны сдавать сведения автономные организации образования, автономный кластерный фонд, нотариальные палаты, коллегии адвокатов, Национальная палата предпринимателей, Республиканская палата частных судебных исполнителей, профессиональные аудиторские организации, кооперативы собственников квартир и другие некоммерческие организации, особенности правового положения которых регулируются законодательными актами.

Сведения в уполномоченный орган также представляются филиалами и представительствами международных и иностранных некоммерческих организаций.

 

Каким образом НПО должны представлять сведения в Базу данных НПО?

Сведения в Базу данных должны предоставляться ежегодно до 31 марта года, следующего за отчетным периодом.  

Под отчетным периодом понимается календарный год, который предшествует году представления сведений в Базу данных. К примеру, в 2017 году сведения предоставляются НПО за 2016 год.

Хочу отметить, что 9 февраля текущего года представители Министерства по делам религий и гражданского общества провели видеоконференцию в режиме он-лайн для представителей НПО со всех регионов, в ходе которой они детально разъяснили порядок предоставления сведений в Базу данных НПО и ответили на вопросы НПО.

Так, по данным министерства, в настоящее время НПО могут направить сведения в Министерство по делам религий и гражданского общества по почте (Казпочта и др.) или сдать материалы нарочно на бумажном и электронном носителях.

Также Министерство сообщило о разработке интернет-портала Базы данных НПО http://infonpo.kz, который пока работает в тестовом режиме. Но, с 1 марта 2017 года через данный интернет-портал НПО уже будут иметь возможность предоставлять сведения.

И предвосхищая вопросы о том, как будет работать интернет-портал, скажу, что для авторизации на интернет-портале нужен ключ ЭЦП, выдаваемый в ЦОНе. При входе на интернет-портал НПО смогут ознакомиться с Руководством пользователя, где будет изложен пошаговый алгоритм по работе с порталом. Разработчики пообещали разместить ролик по работе с интернет-порталом.

Хочу отметить, что после запуска портала НПО смогут самостоятельно входить в него и сдавать требуемые сведения, а также обновлять их, если что-то изменилось. Если сведения сданы через портал, тогда на бумажных носителях уже сдавать не нужно.

 

         Существуют ли рекомендации по заполнению формы отчетности? Как НПО могут получить ответы на вопросы, возникающие у них при заполнении отчетности?

         Министерством по делам религий и гражданского общества разработаны методические рекомендации по предоставлению сведений  о своей деятельности НПО. Данные рекомендации, а также и другие материалы по Базе данных - это сам приказ с формой, методические рекомендации, памятка, ответы на часто возникающие вопросы - можно скачать на сайте  МДРГО. На главной странице сайта МДРГО имеется вкладка «О Базе данных НПО».

На сайте указано, что если у НПО возникают дополнительные вопросы можно позвонить по телефонам «горячей линии»: 8 (7172) 74-04-28, 74-04-47. Или написать свои вопросы на электронный адрес: 74-04-28@mail.ru

 

         И самый волнующий вопрос, какая ответственность за непредоставление сведений?

         Да, статьей 489-1 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность. Если в первый раз НПО не сдаст отчет, тогда ему будет выписано предупреждение. Если после этого в течение года отчет все-равно не сдан, тогда оштрафуют или приостановят деятельность организации.

 

Были ли случаи привлечения к административной ответственности НПО по данной статье?

Насколько мне известно, до настоящего времени практики привлечения к административной ответственности еще не было. Министерство сообщает, что совместно с акиматами ведется разъяснительная работа с лидерами НПО. Но, как практик, Вам скажу, что рано или поздно привлечение к административной ответственности неизбежно. Поэтому, всем НПО, которые еще не знают о Базе данных НПО, советую подробнее ознакомиться с новыми требованиями об отчетности.

 

Могут ли НПО, которых нет в Базе данных НПО, принимать участие в конкурсе по государственному социальному заказу, грантам?

Одним из критериев при определении победителя конкурса государственного социального заказа является наличие НПО в Базе данных. По этому критерию выставляется определенный балл и в конечном счете это влияет на общую сумму баллов, а значит и может повлиять на то, кто станет победителем.

Что касается конкурса по грантам, то здесь ситуация другая. Для участия в конкурсе грантового финансирования необходимо быть зарегистрированным в Базе данных НПО. Это регламентировано Законом РК «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в РК». То есть, государственные гранты предоставляются только тем НПО, которые включены в Базу данных НПО.

Проект

 

Топик для распространения в СМИ и

для размещения в социальных сетях, на сайте МДРГО РК

 

Общая информация о формировании

Базы данных неправительственных организаций

 

В Казахстане в рамках принятых поправок в законодательство в сфере деятельности НПО конце 2015 года создана База данных неправительственных организаций.

 

Справочно: поправки в Закон Республики Казахстан «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций» от 12 апреля 2005 года (далее – Закон) внесены Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности неправительственных организаций» от 2 декабря 2015 год http://10.61.43.123/rus/docs/Z050000036_

 

Начиная с 2016 года, казахстанские НПО, а также филиала в представительства иностранных и международных НПО, направляют сведения о своей деятельности в уполномоченный орган (Министерство по делам религий и гражданского общества) ежегодно до 31 марта в соответствии с п.5 ст.41 Закона РК «О некоммерческих организациях». Правила предоставления сведений о своей деятельности неправительственными организациями и формирования Базы данных о них (далее – правила) утверждены приказом Министра культуры и спорта № 51 от 19 февраля 2016 года (http://10.61.43.123/rus/docs/V1600013355).

Справочно: В соответствии с п.5 ст.41 Закона РК «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации, созданные в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, фонда, объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза), а также в иных организационно-правовых формах, не предусмотренных статьей 17 настоящего Закона, филиалы и представительства (обособленные подразделения) иностранных и международных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан, ежегодно до 31 марта представляют в уполномоченный орган в сфере взаимодействия с неправительственными организациями сведения о своей деятельности, в том числе о своих учредителях (участниках), составе имущества, источниках формирования и направлениях расходования денег в порядке, утверждаемом уполномоченным органом в сфере взаимодействия с неправительственными организациями.

 

Согласно правилам, сведения предоставляются неправительственными организациями на казахском и русском языках посредством заполнения Формы, являющейся приложением к Правилам, утвержденным приказом №51, через почту либо нарочно на бумажном и электронном носителях (CD-дисках либо USB-флэш-накопителях в формате Word) ежегодно по 31 марта года, следующего за отчетным периодом:

- до 31 марта 2017 года через почту либо нарочно на бумажном и электронном носителях (CD-дисках, либо USB-флэш-накопителях в формате Word).

- с 1 марта 2017 года НПО смогут также предоставлять сведения через интернет-портал Базы данных НПО http://infonpo.kz. Авторизация на интернет-портале возможна при помощи ключа ЭЦП, полученного в ЦОНе.

При входе на интернет-портал Базы данных НПО http://infonpo.kz НПО смогут ознакомиться с Руководством пользователя, где будет дан пошаговый алгоритм по работе с порталом.

Сайт Реестр данных НПО http://www.register-ngo.kz является не действующим сайтом.

Таким образом, отчетная информация представляется в двух вариантах заполненной таблицы – один на казахском, второй на русском языках.

Всего Форма имеет 3 раздела: Общие данные, Данные о деятельности и Данные о составе имущества, источниках формирования и направлениях расходования денежных средств.

 

Справочно: К Правилам разработаны Методические рекомендации по заполнению Формы отчетности в Базу данных НПО, а также подготовлены ответы на часто задаваемые вопросы по предоставлению сведений в Базу данных НПО. Данные документы можно найти на сайте Министерства по делам религий и гражданского общества по адресу http://www.din.gov.kz/rus/baza_npo.

 

При заполнении Формы руководителю неправительственной организации понадобится определенный перечень документов, среди которых: устав организации, учредительные документы, паспортные и контактные данные руководителя организации, сведения о регистрации филиалов и представительств организации (при наличии), справка о государственной регистрации юридического лица, утвержденные проектные заявки, договоры о реализации государственного социального заказа, грантовые соглашения и т.п., действующие в отчетный период – в течение 2016 г., бухгалтерский баланс за 2016 г., а также правоустанавливающие документы на движимое и недвижимое имущество (при наличии).

Нужно отметить, что под отчетным периодом понимается календарный год, предшествующий году предоставления сведений в Базу данных. Таким образом, отчетным периодом по состоянию на март месяц 2017 г. является
2016 календарный год. В соответствующем разделе НПО указывают информацию только о тех проектах, которые были завершены до 31 декабря 2016 года.

 

Важно: нахождение неправительственной организации в Базе данных НПО дает преимущество при оценке технических спецификаций, представленных потенциальными поставщиками, в рамках проведения конкурса по государственному социальному заказу в соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок», а также обязательно при выделении грантов для НПО в соответствии с приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от от 25.12.2015 г. № 413 «Об утверждении Правил предоставления грантов для неправительственных организаций и осуществления мониторинга за их реализацией»

 

На сегодняшний день разработан интернет-портал «База данных НПО». Сейчас портал работает в тестовом режиме. Ожидается, что после введения интернет-портала в общедоступное пользование, НПО будут ежегодно обновлять информацию о своей деятельности согласно Форме в личных кабинетах пользователей.

Для получения информации по интересующим вопросам можно обратиться по телефонам «горячей линии»: 8 (7172) 74-04-28, 74-04-47, 74-05-43.

Также свои вопросы НПО могут направлять на электронный адрес Комитета по делам гражданского общества: 74-04-28@mail.ru.

Ответственным подразделением по формированию Базы данных НПО в структуре Комитета по делам гражданского общества Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан является Управление межведомственной координации Комитета по делам гражданского общества МДРГО РК.

Административная ответственность:

Кодексом РК «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление, а равно представление недостоверных или заведомо ложных сведений в Базу данных (статья 489-1: пункт 1 – предупреждение; пункт 2 – за повторное нарушение - штраф в размере двадцати пяти месячных расчетных показателей либо приостановление деятельности сроком на три месяца).

Приложение

 

Интервью председателя

Комитета по делам гражданского общества

Министерства по делам религий и гражданского общества

Республики Казахстан

А.К. Галимовой

 

В прошлом году сферу деятельности неправительственных организаций в Казахстане коснулся ряд нововведений. Это дополнительные формы финансирования в виде грантов и премий, введение в работу Базы данных неправительственных организаций, создание оператора грантового финансирования, определение уполномоченного органа в сфере взаимодействия с НПО, наделенного функциями реализации и мониторинга применения перечисленных новшеств.

О приоритетных задачах, ключевых направлениях и планах профильного ведомства мы поговорили с председателем Комитета по делам гражданского общества Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан Галимовой Алией Кайратовной.

 

- Алия Кайратовна, расскажите, какая работа проводится Комитетом с момента его образования?

 

- За четыре месяца работы профильного Комитета (с 4 ноября 2016 г. – прим. автора) проделана значительная работа. Сформулированы цели и задачи ведомства, определены следующие основные приоритеты дальнейшей работы в сфере гражданского общества, среди которых:

- дальнейшее развитие различных форм взаимодействия государства и НПО, создание новых диалоговых платформ и совершенствование действующих площадок;

- повышение правовой, организационной и финансовой устойчивости НПО;

- расширение участия НПО в процессе принятия решений, мониторинг и анализ деятельности общественных советов;

- а также совершенствование процедур государственного социального заказа.

К примеру, в рамках организации общенационального диалога, Комитетом проведены такие мероприятия, как VII Гражданский форум Казахстана, заседание Координационного совета по взаимодействию с НПО при уполномоченном органе, серия заседаний рабочих групп по взаимодействию с НПО. По итогам VII Гражданского форума неправительственными организациями выработаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию взаимодействия государства и неправительственного сектора. В результате обсуждений НПО и госорганами выработанных рекомендаций на заседании Координационного совета, Заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан утвержден план мероприятий по их реализации.

Государственный социальный заказ продолжает оставаться одним из системных механизмов государственной поддержки неправительственного сектора. Объем финансирования социальных проектов НПО по республике в рамках госсоцзаказа, по данным Министерства финансов, с 2003 по 2016 годы составил 42 392,1 млн. тенге. При этом объем госссоцзаказа на местном уровне составил 30 814,8 млн. тенге, а на центральном – 11 577,3 млн. тенге.

Наблюдается тенденция увеличения объема финансирования по госсоцзаказу. Так, по данным Министерства финансов, по сравнению
с 2015 годом (7 143,9 млн. тенге), в 2016 году объем госсоцзаказа возрос на 20% и составил уже 8 878,6 млн. тенге.

Кроме увеличения объема финансирования, начиная с 2003 года, ведется работа по расширению отраслевого принципа реализации государственного социального заказа. И министерством в данном направлении также продолжена активная работа.

К примеру, в текущем году госсоцзаказ реализуют 8 центральных госорганов: министерства по делам религий и гражданского общества, здравоохранения, труда и социальной защиты, информации и коммуникаций, внутренних дел, энергетики, национальной экономики, Агентство РК по делам государственной службы и противодействию коррупции. На местном уровне в 2017 году госсоцзаказ размещают порядка 300 отраслевых подразделений местных исполнительных органов.

Кроме того, в целях повышения и укрепления финансовой устойчивости НПО в 2016 году в рамках Плана нации – 100 конкретных шагов в Казахстане впервые стали выделяться гранты для неправительственных организаций. Это новая форма финансирования НПО, не основанная на государственных закупках.

Первые гранты выданы в 2016 году [U1] [U2] оператором в сфере грантового финансирования в форме НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» на реализацию 11 социальных проектов на сумму 208 млн. тенге.[U3] 

Как результат, к концу прошлого года успешно завершены первые грантовые проекты НПО: к примеру, разработка карты медиаторов, открытие Национального контакт-центра по правам ребенка «111» и др.

В этом году объем грантового финансирования составляет уже
612 млн. тенге, гранты охватывают более 10 направлений социальной сферы и содержат 47 тематик, которые были отобраны по отраслевому и, территориальному принципам, а также по видам и долгосрочности грантовых проектов.

Как Вы знаете, в 2016 году в целях расширения участия НПО в процессе принятия решений, заработал новый механизм – общественные советы. Нормативную правовую базу деятельности общественных советов составляет Закон РК «Об общественных советах», постановление Правительства РК «Об утверждении типовых требований к порядку организации и проведения общественных слушаний».

Сегодня по республике работают 227 общественных советов. В их деятельности задействовано более 4-х тысяч человек, 75% которых – это представители гражданского общества.

Общественными советами используются все формы общественного контроля в рамках решения актуальных вопросов социально-экономического развития на центральном уровне и в регионах. Так, в 2016 году советами рассмотрено порядка 5700 НПА, по наиболее важным вопросам проведено около 450 общественных слушаний, заслушаны отчеты более 1000 руководителей государственных органов различного уровня. [U4] 

В данном направлении министерством организован системный мониторинг и анализ деятельности общественных советов, обобщение лучших практик по проведению общественного мониторинга, подготовка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию общественного контроля.

В целях дальнейшего укрепления системного диалога между государством и гражданским сектором мы продолжаем работу по оптимизации нормативно-правовой базы в сфере деятельности общественных советов. В настоящее время собраны предложения госорганов, общественных советов, международных организаций, НПО по совершенствованию Типового положения об общественных советах.

Кроме того, в текущем году в целях создания единой диалоговой площадки, а также повышения потенциала советов министерством планируется проведение Первого республиканского Мажилиса общественных советов.

 

- Каковы дальнейшие планы Комитета в данном направлении?

 

В Послании народу «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Глава государства подчеркнул важность активного участия гражданского сообщества в борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, формировании в обществе нулевой терпимости к любым радикальным проявлениям, принятии дополнительных шагов по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

В рамках расширенного заседания Правительства РК по обсуждению вопросов взаимодействия государства и НПО, состоявшегося в январе т.г., министр по делам религий и гражданского общества Н.Б. Ермекбаев доложил Правительству о проведенной работе в сфере развития гражданского общества и определил основные задачи в данном направлении на предстоящий период в соответствии с приоритетами, обозначенными в рамках Послания.

Так, в целях повышения устойчивости НПО в текущем году значительно увеличен объем грантового финансирования НПО и спектр тематических направлений проектов. На сегодняшний день этап формирования и подачи конкурсных заявок на гранты завершен. В этом году рассматриваются около 400 заявок по 47 темам.

В текущем году впервые будет проведена оценка нужд и потребностей населения по регионам, включая сельские регионы. По итогам комплексного исследования по выявлению потребностей населения предусмотрена выработка рекомендаций и формирование карты нужд и потребностей населения страны.

Тема одного из других грантов посвящена подготовке методологии по проведению исследования и разработке показателей, отражающих вклад НПО в социально-экономическое развитие страны на основе международного опыта стран ОЭСР.

В текущем году в целях оптимизации механизма грантового финансирования мы проводим работу по дальнейшему совершенствованию правил предоставления грантов для НПО. В последующие годы к формированию тематик и объемов грантов также планируется привлечение центральных госорганов.

В целях дополнительного стимулирования, мотивации, повышения устойчивости неправительственного сектора 1 июля 2017 года [U5] впервые будет объявлен конкурс на соискание премии для НПО. В этом году на премии для НПО предусмотрено 68 млн. тенге.

Также, сейчас мы активно работаем в направлении развития взаимодействия НПО и бизнес-сообщества. Государство всегда было заинтересовано в сильных, устойчивых, конкурентоспособных НПО, в развитии их организационной, правовой и финансовой устойчивости.
С другой стороны, свою социальную роль бизнес мог бы раскрыть именно через партнерство с неправительственным сектором. В связи с этим, в целях обсуждения актуальных вопросов и решения задач социального предпринимательства нашим министерством инициировано проведение специальной диалоговой площадки.

Что касается результатов в области развития взаимодействия бизнеса и НПО, то они уже есть. И подтверждением этого является прошедший недавно I Форум корпоративной благотворительности, участниками которого стали представители бизнеса, международных организаций и НПО.

Полагаю, что подписанный в рамках Форума меморандум о сотрудничестве в области реализации совместных социальных проектов дал старт активизации отношениям бизнеса и НПО. Уверена, что мы достигнем больших положительных результатов через сплоченное, солидарное сотрудничество государства, бизнес-сообщества и НПО.

Еще одно важное направление – это деятельность нашего министерства, как уполномоченного органа, в рамках принятого в прошлом году Закона Республики Казахстан «О волонтерской деятельности». В рамках утвержденных регламентов наш комитет осуществляет координацию работы центральных госорганов по ведению реестра учета волонтерской деятельности, мониторингу реализации волонтерских программ, проектов и волонтерских акций, а также работы местных исполнительных органов по мониторингу волонтерской деятельности в целом.

В текущем году запланирована разработка методических рекомендаций по организации работы с субъектами волонтерской деятельности в рамках волонтерских программ, проектов и акций.

Кроме того, в целях изучения потенциала развития отечественной волонтерской деятельности планируется проведение масштабного исследования с последующим анализом состояния волонтерства в Казахстане.

Также в рамках законопроектной деятельности на 2017 год разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности некоммерческих организаций».

Изменения в рамках законопроекта направлены на повышение эффективности, открытости и прозрачности реализации государственного социального заказа, а также на оптимизацию перечня организаций, представляющих сведения в Базу данных НПО. Так, в рамках проекта Закона предлагается введение таких новых понятий, как «формирование государственного социального заказа», «оценка результатов государственного социального заказа».

К законопроекту подготовлены соответствующие проекты подзаконных актов, регулирующие формирование, реализацию, мониторинг и оценку госсоцзаказа, стандарты услуг НПО.

 

- Алия Кайратовна, Вы упомянули о Базе данных неправительственных организаций. Скажите, какими документами и регламентами должна руководствоваться неправительственная организация при подготовке сведений о своей деятельности для Базы данных НПО?

 

- Первый и основной документ – это Закон РК «О некоммерческих организациях». В соответствии с данной нормой некоммерческие организации в форме учреждений, общественных объединений, фондов, объединений юридических лиц, акционерных обществ, а также в иных организационно-правовых формах, которые не указаны в статье
17 Закона, и филиалы и представительства иностранных и международных НПО, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан, должны ежегодно до 31 марта предоставлять сведения о своей деятельности в Министерство по делам религий и гражданского общества.

Второй документ – Правила предоставления сведений о своей деятельности неправительственными организациями и формирования Базы данных о них, утвержденные приказом № 51 от 19 февраля 2016 года.
В данных Правилах изложен подробный порядок формирования сведений и отчетная форма для заполнения.

Третье – Методические рекомендации о порядке предоставления сведений о своей деятельности неправительственными организациями и формированию Базы данных о них и памятка по Базе данных НПО.

Вся нормативно-правовая база, регламентирующая формирование Базы данных НПО, а также вспомогательные документы размещены на сайте Министерства по делам религий и гражданского общества в рамках специальной рубрики «База данных неправительственных организаций» (http://www.din.gov.kz/rus/baza_npo).

Также хочу отметить, что отчетность НПО перед государством – специальными уполномоченными органами в сфере налоговой деятельности, статистики, юстиции – существует на протяжении вот уже 16 лет в рамках Закона «О некоммерческих организациях» (статья 41 – прим. автора).

Норма об отчетности НПО является требованием сегодняшнего дня, ведь для того, чтобы у государства был четкий вектор развития, единые цели и задачи, необходим порядок и учет всех его сфер.

В рамках поправок в отраслевой Закон «О некоммерческих организациях» от 2 декабря 2015 года был уточнен формат отчетности и предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о некоммерческих организациях.

В целом, База данных неправительственных организаций – это специализированный  о т р а с л е в о й  информационный ресурс, направленный на размещение информации о проектной деятельности НПО в Республике Казахстан.

 

- Какая работа проводится по переводу Базы данных в электронный формат? И какими преимуществами уже сейчас обладают НПО, зарегистрировавшись на infonpo.kz?

 

- С 1 марта 2017 года в работу запущен Интернет-портал Базы данных НПО по адресу http://infonpo.kz/.

Теперь НПО могут заполнять и самостоятельно загружать, а также обновлять сведения о своей деятельности через электронный портал. Для авторизации на сайте нужен ключ ЭЦП, который можно получить в любом Центре обслуживания населения.

Также на самом сайте размещены Руководство пользователя Интернет-портала infonpo.kz и обучающий видеоролик по процедуре регистрации и загрузке сведений в Базу данных НПО. На мой взгляд, вся информация изложена достаточно ясно и просто, у организаций не должно возникнуть сложностей при работе с сайтом.

В настоящее время министерством совместно с местными исполнительными органами при участии информационно-ресурсных центров проводится широкая информационно-разъяснительная работа по соблюдению законодательных норм о формировании Базы данных НПО, предусмотренных в рамках статьи 489-1 Кодекса Республики Казахстан
«Об административных правонарушениях».

Хотелось бы еще раз обратить внимание НПО о важности формирования Базы данных. Эффективность любого механизма проверяется лишь на практике. Поэтому нужно повсеместно принять участие в тестировании нового механизма в виде Базы данных, чтобы в дальнейшем совершенствовать систему государственной поддержки НПО, в том числе через введение определенных льготных условий, создать конкурентоспособную среду в неправительственной сфере.

Что касается преимуществ, то в соответствии с действующим законодательством, нахождение в Базе данных дает НПО дополнительный балл при прохождении конкурса по госсоцзаказу. Кроме того, регистрация на infonpo.kz дает возможность НПО участвовать в конкурсе на получение гранта: НПО, не зарегистрированные в Базе данных, не могут претендовать на грантовое финансирование от государства.

 

- Спасибо за содержательную беседу.